Больших и малых театров
Пензенская филармония. Фото: Владислав Беляков.

Пензенская филармония. Фото: Владислав Беляков.

Пенза намерена избежать гуманитарной катастрофы с помощью грандиозных объектов

До конца текущего года в Пензе сдадут сразу три новых объекта культуры: областную филармонию, киноконцертный зал и центр культуры и досуга. Все они возводились в рамках подготовки к празднованию 350-летию города: частично на федеральные деньги, частично — на средства из местных бюджетов. По своей суммарной площади и количеству посадочных мест в зрительных залах объекты превосходят существующие ныне. И все чаще за кулисами культурных мероприятий слышится тревожный вопрос: что со всеми этими безумными площадями делать? Чем и, главное — кем заполнять?

Начальник управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов поделился с корреспондентом РП своими соображениями по оптимизации работы новых культурных объектов:

– Мы объединим киноконцертный зал, филармонию, а, может быть, и еще что-то из наших учреждений под одним юридическим лицом. Сделаем как в Тамбове — создадим областное концертное объединение. То есть будет одна бухгалтерия, кадровая служба и много еще чего. Не три руководящих аппарата, например, а один. Думаю, значительно сэкономим. Найдем достойного человека, который возглавит объединение, и люди по-настоящему талантливые вокруг него появятся. Он их как магнит к себе притянет.

Чтобы залы не пустовали, кроме наших академических, инструментальных, вокальных, хореографических, эстрадных и народных коллективов мы намерены приглашать на гастроли труппы из других городов, и не на один день, как принято, а на неделю, к примеру. Так что зритель будет. И деньги, соответственно.

Корреспондент РП поинтересовался мнением людей, которые тесно связаны с культурой Пензенской области.

Светлана Старостина, киновед, кинорежиссер, продюсер, член Союза кинематографистов РФ:

– Кинозала такого масштаба в истории Пензы не было. Не знаю, какая у него будет начинка, так как современный кинотеатр — это не только мягкие кресла лицом к киноэкрану, это еще и дорогостоящее кинопроекционное и звуковое оборудование.

Так или иначе, думаю, что в качестве кинозала помещение пока будет использоваться эпизодически, при премьерных показах таких отечественных блокбастеров как «Метро», «Легенда № 17», «Сталинград» с участием известных кинематографистов.

Для систематической работы пока, думаю, не соберется репертуар, а, главное, — зрители. В нашем городе утрачена привычка смотреть в кинотеатрах отечественные фильмы. Восстанавливать ее надо при помощи небольших кинозалов, мест на 300–500. И восстанавливать годами.

На недавно прошедшем форуме «Поиск провинции» наш гость — режиссер Владимир Алеников — вышел с предложением создать в Пензе государственный киноцентр. Если он будет создан и начнет успешно функционировать, не сомневаюсь, что через несколько лет и большой зал на 1500 мест будет заполняться.

Александр Яхонтов, переводчик, журналист, архивист:

– Для сравнения приведу спорт. Построили в Пензе единственную в России трассу по триатлону мирового уровня, построили Дворец водного спорта «Буртасы», отвечающий по параметрам самым современным стандартам. Тоже, помню, спрашивали — зачем? А теперь у нас постоянно чемпионаты России, Европы, а то и мира проходят.

Также и с культурой. В объекты надо вдохнуть жизнь. А вообще, вопрос в том, кто и как будет заниматься развитием этих площадок? Это как СМИ. Бумага у всех одинаковая — газетная, а одни газеты востребованы, другие — нет. Почему? Дело в редакторе.

Тем не менее, уверен, что наши объекты — отличная возможность поднять культуру в Пензе на более высокий уровень. Эти храмы построили для наших земляков — Ключевского, братьев Мозжухиных, Лермонтова, Архангельского, Мейерхольда. Люди потянутся в Пензу на эти имена, зная, что очередной фестиваль встретит их не в обшарпанном ДК, а в прекрасном храме культуры! У нас столько имен — на год фестивалей хватит!

Олег Рубцов, издатель, владелец магазинов умной книги «Впереплете»:

– Пенза, как и почти любой провинциальный город, находится в состоянии гуманитарной катастрофы. Люди начисто выключены из культурного процесса. Интернет как проводник трендов — миф. Все читаем одни интернеты, но среднестатистический житель крупного города на порядок лучше осведомлен о новых книгах, фильмах, музыкальных явлениях, специфике культурного дискурса как такового. Причина одна — отсутствие в провинции инфраструктуры.

Наличие галерейных пространств дает возможность местным художникам, фотографам, дизайнерам хотя бы частично самореализоваться на месте. Наличие удобных площадок для живых концертов способно хотя бы частично повлиять на отток из провинции музыкантов, соответственно — на качество музыкального материала и изобретательность артистов. Самое главное — это имеет обратную сторону: формируется публика, воспитываются вкусы, людям есть, где поговорить о чем-то, кроме отдыха в Турции. Они начинают изучать вопрос, интересоваться, делиться впечатлениями. Новая повестка формируется. Человек устроен так, что взаимодействовать он начинает с тем, обо что спотыкается, что присутствует в окружающей его физической среде. В этом смысле новые объекты — это стопроцентный шаг вперед. Есть некоторая вероятность, что звезды уровня Дениса Мацуева в городе будут появляться время от времени. Раньше такой вероятности не было в принципе.

Я не специалист и не могу оценить адекватность затрат, техническое оснащение и прочие чисто прикладные вещи, но для меня очевидно, что качественные площадки в областном центре должны присутствовать, и что стоят они в любом случае не три копейки. И что никто, кроме государства, их существования обеспечить не может. И оно обязано субсидировать и всячески поддерживать некоммерческий сектор культуры.

Всех поголовно к Баху не приведешь, но уровень массовости восприятия культурных явлений совсем другой будет.

Разумеется, все в итоге зависит от менеджмента. Будет менеджмент, будет наполнение и контентом, и публикой. На орган, который в филармонии установлен, можно и нужно не только Пензу ловить, но и соседние города. Как минимум, Саранск.

Начальник управления культуры Пензенской области Евгений Шилов в беседе с корреспондентом РП признался, что кандидата на пост руководителя будущего областного концертного объединения сейчас ищут. Рассматривают самые разные кандидатуры. По словам Шилова, это будет человек, известный в искусстве. И известность его будет простираться далеко за пределами Пензенской области, а, может, и России. Такой настоящий культурный монстр и одновременно мозговитый менеджер.

Тем временем, первый из трех суперобъектов новой культурной эпохи региона — филармония — откроется уже в октябре.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»