«А оказалось — не произведения, а дрянь»
Марат Гельман (в центре) и Константин Волков (справа) на фестивале в Пензе. Фото: Владислав Беляков.

Марат Гельман (в центре) и Константин Волков (справа) на фестивале в Пензе. Фото: Владислав Беляков.

Под Пензой проходит Международный фестиваль современного искусства

20 августа в 40 км от Пензы на территории базы отдыха «Чистые пруды» открылся Международный фестиваль современного искусства и творческих технологий. В течение пяти лет до сегодняшнего дня это событие называлось «Симпозиум скульпторов "Осень. Вдохновение. Пенза"». На этот раз организаторы решили, что формат стал тесен и превратили симпозиум в фестиваль. Круг участников расширился: к скульпторам присовокупили художников, архитекторов, дизайнеров, фотографов и кинематографистов.

Место, в котором проходит мероприятие, для Пензы знаковое. Здесь расположен скульптурный парк «Легенда» — единственный культурный объект Пензенской области, прошедший во второй этап мультимедийного конкурса «Россия 10», в котором идет отбор десяти новых визуальных символов нашей страны путем общенародного голосования. Сейчас парк «Легенда» насчитывает 275 произведений из бронзы, мрамора, гранита, дерева и металла, выполненных 178 скульпторами из 59 стран мира за пять последних лет. Почти все работы находятся на улице — на бесчисленных газонах и дорожках оздоровительного комплекса. В 2012 году симпозиуму была предоставлена эгида ЮНЕСКО. Статус мероприятия подтвержден французской штаб-квартирой и сегодня.

По данным из буклета фестиваля, пензенский парк — крупнейший в России и один из самых объемных по количеству скульптур в мире.

Здесь россияне уступают, как обычно, только китайцам. Их «Changchun World Sculpture Park» был открыт 10 лет назад, и скульптур в нем свыше 500. И хотя владелец пензенского комплекса «Чистые пруды» известный предприниматель и управляющий холдингом «Росстрой» Константин Волков отрицает факт плагиата, некоторое сходство бросается в глаза. Например, у наших восточных друзей девиз ежегодного международного симпозиума — «Дружба. Мир. Весна». А у нас — «Осень. Вдохновение. Пенза». Впрочем, это не столь важно. Работы, которыми наполнены парки, разные, и каждая из них уникальна.

«Теперь мы стали умнее»

Одна из скульптур, представленных на фестивале. Фото: Владислав Беляков.

Фестиваль под Пензой продлится до 10 сентября. Ожидается, что за это время в его работе примут участие около 400 мастеров из 26 стран (46 из них — скульпторы), и «Чистые пруды» посетят более 12,5 тыс. гостей. Художникам предоставляется жилье и питание, а также материал, с помощью которого они творят. Металл, мрамор, бронза… Выбор — за авторами.

– Когда мы организовывали первый симпозиум и пригласили на него всех желающих скульпторов, некоторые нас откровенно надурили, — поделился с журналистами Константин Волков сразу после открытия фестиваля. — Сделали какие-то геометрические фигуры с дырками и заявили, что это и есть произведения искусства. А оказалось — не произведения, а дрянь. Теперь мы стали умнее. Современное искусство — это эмоции, а в геометрических фигурах таковых нет. Отбор участников на этот раз был очень строгим. Я лично просмотрел более 500 эскизов, прежде чем определиться, кого приглашать на фестиваль, а кого нет.

Кстати, еще в прошлом году Волков заявил, что намерен развивать на базе «Чистых прудов» региональный туристический кластер. Например, он планирует создать Парк друзей — проект, в котором известные люди Пензы, России и мира оставят свой след в виде собственноручно посаженного дерева. Якобы где-то для будущих друзей уже подрастает 550 тыс. (!) саженцев деревьев разных пород.

Возможно, изменится и название объекта. Все-таки «Чистые пруды» у большинства россиян ассоциируются с конкретными прудами и прилегающей к ним территорией в Москве, а вовсе не с культурным уголком в Мокшанском районе Пензенской губернии. Пока в личном рейтинге Волкова среди прочих вариантов лидирует название «Арт-Пенза». На главном корпусе комплекса уже сделали соответствующую вывеску.

Есть у предпринимателя и другие преобразовательные идеи. Но центром, вокруг которого будут возникать все новые достопримечательности, по замыслу, должна остаться «Легенда».

Августовские тезисы Гельмана

Под Пензой открылся Международный фестиваль современного искусства. Фото: Владислав Беляков.

Одним из почетных гостей Международного фестиваля современного искусства стал Марат Гельман — известный галерист и общественный деятель.

– Я удивлен тем, что увидел здесь, — сказал на открытии Гельман. — Сплошная интернациональность. Фактически это коммуна. Пожалуй, самая большая коммуна в России, пусть и созданная капиталистом.

Еще одним гостем на открытии стал советник министра культуры РФ по вопросам туризма Николай Новичков, который два года возглавлял министерство культуры Пермского края — как раз в ту пору, когда Пермским музеем современного искусства руководил Гельман.

– Я заинтересован в том, чтобы проекты, подобные не столько по содержанию, сколько по духу парку «Легенда», появлялись в России, — сказал Новичков. — Это то, что выделяет регион среди других субъектов. Чем больше будет таких проектов, тем лучше. Условия для развития искусства в нашей стране не столь плохие, как многие думают. Пример тому — Пензенская область. Особенно радует, что развитию территории через искусство помогает местный бизнес.

В день открытия фестиваля состоялась дискуссия на тему «Новая культурная политика России: субъекты, инструменты, идеология». Галерист говорил, словно читал по бумажке: складно, доступно и познавательно. Гельман задавал в зал вопросы и сам же на них отвечал.

– В Пензе я хочу поговорить не о прошлом и не о далеком будущем, а о сегодняшнем дне, — сказал галерист. — Когда политики живут мыслями о ближайших четырех годах, а население озабочено общим качеством жизни. Возможен ли в таких условиях расцвет искусства? Мой ответ — да!

Свое выступление Гельман подытожил тезисами:

– Зададимся вопросом: «Что город может хотеть и иметь от искусства?» Первое — обустроенное общественное пространство. Пусть художники сделают так, чтобы в городе хотелось находиться и тратить свободное время.

Второе — территориальный маркетинг. Канны знамениты кинофестивалями. Эдинбург — театральными проектами. Пенза тоже может найти свой формат. Сегодняшний фестиваль и проект «Легенда» — тому подтверждение. Художники, которые здесь побывали, уже фактически стали агентами Пензы. У себя на родине они передают информацию о вашем регионе из уст в уста.

Третье — творческая атмосфера. Если она есть, в городе есть люди. Не только художники, но и те, кто мыслит, как они.

Четвертое — туристический поток. Основные попытки привлечь туристов сейчас у многих связаны с прошлым. В Пензенской области жил поэт Лермонтов. Можно сделать из этого бренд? Не получится. Почему? Человек не хочет жить прошлым. Он хочет жить сегодня и заглянуть в будущее. Задача — найти сегодняшнюю уникальность. Если ее нет, то придумать. Найти нишу.

В России, на взгляд Гельмана, почти все — свободная ниша. Заходи и занимай. Правда, ему самому зайти пока удалось не всюду.

Теперь художники три недели будут трудиться. Все произведения, которые они создадут, останутся в Пензе и пополнят коллекцию скульптурного парка «Легенда». Как минимум, это будет 46 изваяний — по количеству участвующих в мероприятии скульпторов.

– Я общался с соотечественниками, которые приехали на фестиваль из Африки, и они мне рассказали удивительную вещь, — поделился с корреспондентом «Русской планеты» сотрудник пресс-центра пензенского отделения Русского географического общества Давид Курума, уроженец Республики Гвинея, более 15 лет живущий в Пензе. — Если Волков продаст все скульптуры, то сможет купить три или четыре таких «Чистых пруда». Многие из авторов работ пять лет назад были никому не известны. Сейчас их имена на слуху, а стоимость скульптур выросла в разы. Так что вкладывание денег в симпозиумы и фестивали — не только добрый жест в сторону художников. Костя — продвинутый бизнесмен, который смотрит на много лет вперед…

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»