«Бизнесмен решает, что важнее — прибыль или понты»
Бековский зефир любим в Пензе. Фото из личного архива.

Бековский зефир любим в Пензе. Фото из личного архива.

Владелец крупного кондитерского предприятия Пензы — о том, как использовать кризис в свою пользу

Илья Иссаков — владелец Бековского пищекомбината, предприятия, которое входит в десятку крупнейших производителей кондитерской продукции в Пензенской области. Ежемесячно оно отгружает сотни тонн сладостей. Предприниматель рассказал «Русской планете» о том, как выстраивал свой бизнес, преодолевал экономические кризисы и научился обходиться без банковских кредитов и государственной поддержки.

– Илья Игоревич, Бековский пищекомбинат — предприятие с довольно богатой историей. Расскажите, как удалось заполучить его?

– По данным местных архивов, предприятию более 60 лет. В советские годы наши отцы-коммунисты, на мой взгляд, совершенно правильно выстраивали местную промышленность, создавая подобные пищекомбинаты в каждом районе региона. Основная цель таких предприятий — насытить рынок местной продукцией. Отсутствие консервантов заставляло производить продукты в непосредственной близости от потребителя. Ведь лимонад мог испортиться через три дня, конфеты — через неделю. Значит, все надо делать на месте. Это была целенаправленная политика государства — обеспечение населения местными продуктами.

После перестройки на пищекомбинате быстро все разворовали, предприятие пережило процедуру банкротства. Были торги, менялись владельцы. В конце концов, а именно 8 марта 2003 года, купил его я.

Завод достался мне вместе с 30 работниками, которые в то время делали ручным способом карамель «Петушиные гребешки» и больше ничего. Скажу честно, испытал шок. Люди работали в резиновых сапогах, поскольку в цехах по полу текла канализация. В туалет типа «сортир» ходили за 300 м на улицу. И это при наличии собственного водоснабжения, 2 га земли и нескольких тысяч квадратных метров производственных помещений.

– И с чего начали модернизацию?

– С теплых туалетов внутри помещения. Кроме задачи наладить производство, нужно было преодолеть ментальные установки сотрудников. Чтобы попить чай, они носили воду в ведрах. Газовая труба проходила в метре от помещений, но предприятие почему-то отапливалось электричеством. Так было принято.

Ни денег, ни административных ресурсов, ни поддержки банков у меня тогда не было. Начали инвентаризацию всего, что не успели разворовать. В итоге даже на пустырях нашли оборудование, на котором можно было начать производство. Одновременно с реконструкцией помещения стали подыскивать покупателей.

Начали с 8 тонн карамели в месяц. Потом в сарае нашли оборудование для производства ириса. Наладили, увеличили объемы производства до 15, а затем до 30 тонн в месяц. Двигались медленно, методом проб и ошибок. Может, и хорошо, что на первом этапе банки не давали мне кредиты. Я бы их, наверняка, потратил неэффективно. Растранжирил бы.

Период развития и становления продолжался не менее пяти лет. И тут грянул кризис 2008 года. У многих тогда снизились объемы, упали продажи, а мы, наоборот, стали ударно расти. Покупательский спрос сместился в другие ниши — на более дешевый уровень. И наши сладости стали покупать большими объемами.

Вообще, я никогда не вел разговоры о премиум-классе и не пытался конкурировать с крупными федеральными игроками. Делал ставку на свежий, местный, вкусный, натуральный и дешевый продукт. Мне было не стыдно за свою продукцию, и люди ее покупали.

Установка оказалась верной. Банки стали давать мне кредиты на развитие производства. Мы запустили производство мармелада, зефира, пастилы, разных конфет…

Можно сказать, что начались «жирные» годы. И я методично вкладывался в производство, выпуская продукцию, рассчитанную на уровень населения со средним и низким достатком.

– А следующий кризис, текущий?

– Я знал, что он случится. Ведь экономика, как и все остальные процессы в жизни, движется по синусоиде. Первые «звоночки» прозвучали в 2013 году. И я к кризису подготовился, подошел во всеоружии. Первым делом досрочно рассчитался со всеми кредитами, предполагая, что банковская система вскоре начнет спасать сама себя, повышая процентные ставки на уже взятые бизнесом средства. А всю прибыль до копейки вкладывал в техническое переоснащение мощностей. Как только появлялись свободные деньги, сразу покупал самые современные линии, прочее оборудование.

Илья Иссаков — владелец Бековского пищекомбината. Фото из личного архива.

Став полностью независимым, с тех пор больше не кредитуюсь. Хотя руки чесались, банки предлагали и миллион долларов, и миллион евро. Но я отказывался.

Этот кризис дополнительно расчистил нашу «поляну». Он, как настоящий санитар экономики, уничтожил ненужные и слабые бизнесы. Резко подорожали импортные кондитерские изделия — опять нам в плюс. Затем с российского кондитерского рынка в связи с политической ситуацией ушел один из самых крупных игроков — Украина.

– Но растет стоимость сырья, которая не может не отражаться на конечной стоимости ваших изделий…

– Мы смогли сдержать рост цен, потому что вплотную занялись экономией. Стали меньше потреблять газа, воды, электричества. В бизнесе слово «эффективность» должно стоять на первом месте. Последние пять лет я веду ежемесячный учет траты ресурсов. Объемы производства у нас растут, а потребление газа и воды падает. Если у кого-то происходит наоборот, ребята, ищите, а затем срочно решайте технические проблемы в системе своего производства.

Несколько простых примеров. В прежней — трубопроводной — системе отопления у нас было 5 тонн воды. Сейчас — в радиаторной — 1 тонна. Есть разница, сколько воды нагревать: тонну или пять?

Все промышленные вентиляторы заменили на энергоэффективные, а лампы накаливания — на светодиодные. В результате потребление электричества значительно снизилось. А воду для охлаждения, которая раньше утекала в землю, мы закольцевали.

Еще один наш плюс — наша продукция натуральная, поэтому скоропортящаяся. На складе мы ее не держим. Работаем исключительно по системе предзаказов, поэтому излишков, которые некоторые выбрасывают на помойку, у нас просто не бывает.

– Продукция под маркой «Бековские сладости» мало известна в России. Может, надо было придумать новый бренд?

– К сожалению, все известные кондитерские бренды запатентованы тремя крупнейшими игроками Москвы и Санкт-Петербурга. И мы не можем производить «Коровку» или «Кара-Кум». Конечно, немного странно, что «Советское шампанское» и «Докторскую» колбасу могут выпускать все. Зато конфеты «Коровка» не может почти никто.

У нас было два варианта. Либо быстро придумать и запатентовать название каждого вида продукции, либо пойти по пути неохраноспособных элементов товарных знаков. Мы выбрали второе. Поэтому у нас «Бековский мармелад», «Бековский зефир», «Бековский ирис», «Бековский лукум» и т.д.

И ориентируемся мы, прежде всего, на пензенский рынок, где нас к настоящему времени все хорошо знают и любят. Поэтому и основные ресурсы для продвижения тратим здесь же.

– Разве не возникает здорового для бизнесмена желания, чтобы вашу продукцию потребляли в других регионах России, а, может, и в других странах?

– Наши сладости есть на многих прилавках страны от Владивостока до Калининграда. Может, не совсем в тех объемах, которых хотелось. Но мы не гордые, и не расстраиваемся, что в каком-нибудь Якутске не слышали про «Бековский зефир».

Мы охотно пошли на загрузку площадей для выпуска своей продукции под сторонние заказы. Никого же не корежит, что автомобили зарубежных марок собираются в России? Так и мы работаем. Существенная доля нашей продукции выпускается под СТМ (собственная торговая марка) заказчика. То есть владельцем бренда является структура, занимающаяся его реализацией.

Это выгодно. Нам не приходится тратить деньги на продвижение и рекламу. А особо въедливый потребитель всегда найдет на упаковке надпись мелким шрифтом, что данная сладость весьма дорогой и известной марки изготовлена и упакована в поселке Беково Пензенской области.

Знаю, что наш зефир и мармелад под сторонними брендами поставляется в страны Прибалтики, Канаду, США, Израиль.

Считаю, что доля СТМ на предприятии не должна превышать 20–30%, но совсем отказываться от этого глупо. Бизнесмен должен решить, что для него важнее: прибыль или понты. Для меня важнее прибыль.

Недавно был занятный случай. Представители одной московской торговой сети позвонили и извинились, сказав, что выбрали мармелад одной марки против другой, указав, что выбранная сладость — вкуснее. Я многозначительно промолчал. Мне-то все равно: обе марки производятся на моем пищекомбинате.

«Хоть перед смертью отдохну» Далее в рубрике «Хоть перед смертью отдохну»Корреспондент «Русской планеты» узнала, кто и почему живет в единственной в Пензенской области богадельне Читайте в рубрике «Титульная страница» Ким Чен Ын может стать гражданином РФЧто роднит лидера Северной Кореи с известным режиссером Эмиром Кустурицей? Ким Чен Ын может стать гражданином РФ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»