Каждый олень что-то означает
Абашевская игрушка. Фото: Алина Кулькова / «Русская планета»

Абашевская игрушка. Фото: Алина Кулькова / «Русская планета»

Как обычные жители села Абашево делают знаменитые глиняные игрушки

В небольшом селе Абашево Спасского района Пензенской области живут чуть больше 200 человек. Практически в каждом доме здесь продолжают старую традицию — лепят абашевские игрушки. Специально для этого в домах или даже на улице выкладывают печи, а материала на сельском глинище хватает и для тех, кто учился своему мастерству у дедов, и для новичков.

Короткие ноги — это практично

– Никто не помнит о времени возникновения промысла, — рассказывает председатель Абашевского сельсовета Ирина Герасина. — Еще на заре XX века старики говорили, что раньше практически в каждом дворе крутились гончарные круги, чадили печи для обжига изделий — горны, слышалась трель готовых свистулек. Именно тогда окончательно сформировался облик знаменитой абашевской игрушки: животные с длинными массивными шеями, небольшой головой, глубоко процарапанными глазками. А вот в коротеньких ножках сказочных существ проявился не только символизм мастеров (коротенькое — значит основательное, крепко стоящее на земле), но и практичность. Игрушки на базар носили в котомках, и, конечно, стройные длинные ноги в таких узелках ломались.

«Игрушечное» дело было поставлено на поток. Кустари собирались в артели. Одни добывали глину, другие занимались лепкой, третьи — глазировкой, а кто-то с обозом возил посуду, орлов на печные трубы, копилки и игрушки по долам и весям на продажу. Сформировались династии гончаров: Зоткины, Матвеевы, Малышевы, Блиновы, Еськины.

Кажется, что абашевские игрушки здесь повсюду. На подоконнике одного из домов стоит олень с золотыми рогами. Навстречу мне идет школьница с большим рюкзаком, в руках у нее свистулька в виде красивого белого лебедя. А под ногами вдруг вижу глиняный осколок от кувшина.

– Такого добра у нас много, — улыбается жительница села Галина Николаевна. — Вот что значит: все веками копилось. Старой глиняной посуды очень много.

Лепят абашевские игрушки в основном дома: либо поодиночке, либо объединяются в кружки.

«Вы бы оставили свой родной дом? Вот и я не могу»

Когда 25 лет назад в селе заработала Абашевская лаборатория, многие ходили туда заниматься. Руководителем стала Ида Калимуллина — художник, перебравшийся из Башкирии в Пензенскую область.

– Одно время я работала руководителем изостудии в Казани. Там мои ученики принесли мне книгу Геннадия Блинова «Чудо-кони, чудо-птицы», в которой было написано про абашевскую игрушку, — вспоминает Ида Сафиевна. — Так как я очень люблю народные промыслы, изучала их по всей России, изделия, которые делали абашевские мастера, меня очень заинтересовали. В 1984 году я приехала в Абашево, купила здесь домик и осталась, начала учиться мастерству у старейших профессионалов гончарного дела.

В 1990 году председатель колхоза передал помещение бывшего правления колхоза, а затем общежития под жилые квартиры и одно помещение под лабораторию Абашевской игрушки. За свои деньги Калимуллина провела в помещение свет, телефон, водопровод, сделала проект для газификации.

– Только посмотрите, как необычно выглядят абашевские игрушки, — она показывает фигурку барыни. — Видите, какая она красивая, целомудренная. А вот посмотрите на яркую филимоновскую игрушку. Это тоже барыня. Но души в ней, на мой взгляд, нет.

Ида Калимуллина. Фото: Алина Кулькова / «Русская планета»

В феврале этого года по приказу директора областного Дома народного творчества в лаборатории отключили газовое отопление, сняли и увезли газовый счетчик и печь для обжига творческих и учебных изделий из глины.

– Мне предложили перейти работать в здание сельской администрации или Дома народного творчества, которое находится в Пензе, — говорит Калимуллина. — Но мне такой вариант не подходит. Вы бы оставили свой родной дом? Вот и я не могу. Тем более, ездить постоянно в Пензу не получится. Из села до города добираться около трех часов. А в здании администрации протекает крыша, к тому же работать художники могут круглосуточно, а там это придется делать по расписанию. Для меня самым лучшим вариантом была бы передача здания Абашевской лаборатории в собственность. Можно было бы спокойно продолжать работать.

По словам Иды Сафиевны, пока ей приходится работать дома. Игрушки сохнут при комнатной температуре. Когда на улице станет теплее, их можно будет обжигать в земле.

– Но все равно нужна хорошая печь для обжига, — продолжает она. — Она удобна тем, что позволяет постепенно прибавлять температуру. Той, которая стояла в лаборатории, мы пользовались пять лет, стоила она 26 тысяч рублей. Думаю, на покупку новой понадобится не менее тридцати.

А печь необходима. Ближе к лету для знакомства с абашевской игрушкой приедут ученики одной из городских школ. Несколько дней они будут жить в палатках и учиться на мастер-классах у местных.

Игрушечный бизнес

Некоторые местные жители уверяют, что могут заниматься народным промыслом и дома.

– Выйдя на пенсию, я решила научиться лепить абашевскую игрушку, — рассказывает жительница Абашева Татьяна Ермакова. — Несколько уроков взяла у Иды Сафиевны, а теперь работаю дома. У моих знакомых рядом с домом есть горн, в котором обжигают игрушки. Свои шедевры я им и отношу. Процесс изготовления игрушки очень долгий. Сначала на глинище нужно набрать глины, потом хорошо проморозить ее, например у меня она несколько месяцев лежала в погребе. Следующий момент: глину нужно размягчить в холодной воде, выбросить из нее весь мусор. Только после этого ей можно придать форму, просушить, обжечь и покрыть краской. За неделю у меня получается 40 небольших игрушек-свистулек.

По словам Татьяны Ермаковой, Абашево — село мастеров. Одна улица занимается лепкой свистулек, другая — горшков.

– Каждая игрушка что-то означает, — говорит она. — Олень символизирует гармонию с природой, собака с щенком — материнство, абашевская птичка олицетворяет мечту, медведь — силу и надежность.

Другой мастер, Екатерина Аникеева, из староверов. Промысел переняла у дедов и прадедов. Дома у нее стоит большая глиняная скульптура в виде орла, вокруг которого обвивается змея.

– Это знаменитый Василий Зоткин придумал, — говорит она. — Раньше в каждом доме такая была. Хотя традиционный размер игрушек — в ладонь. А окрашивали их в прошлых веках луковым взваром. Сейчас ему на смену пришли масляные краски.

Аникеевой предлагали крупно заработать на изготовлении игрушки — сделать 1000 штук за месяц для одного из московских музеев. Она отказалась: все здесь делают штучный товар и только в небольших количествах.

Но промышленное производство абашевской игрушки в России тоже есть — это фабрика в Спасске Пензенской области. Здесь не только производят глиняные изделия, но и проводят экскурсии и мастер-классы за 500 рублей с человека.

– Люди узнают все о производстве керамических изделий: от заготовки сырья до обжига их в печах, — рассказывает РП генеральный директор ЗАО «Абашевская керамика» Юрий Щербаков. — Им рассказывают об игрушке, о различных видах обработки и подготовки глины, изготовлении посуды, кашпо.

Самолепные игрушки авторы могут забрать с собой на память — неокрашенными. Отдельно можно попросить художников их расцветить, тогда готовую статуэтку хозяину вышлют по почте.

«Народ бежит на “калымы”» Далее в рубрике «Народ бежит на “калымы”»Почему маятниковая миграция оставляет села без мужиков и как с этим бороться Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»