«Приехал на работу весь дерганый»
Так мог бы выглядеть рельсовый автобус в Пензе. Фото: wikipedia.org

Так мог бы выглядеть рельсовый автобус в Пензе. Фото: wikipedia.org

Дороги в Пензе разгрузит только наземное метро

Месяц назад в городе открыли стратегический и самый длинный мост через реку Суру, который строили семь лет. В торжественной церемонии участвовали полпред президента Михаил Бабич и губернатор Василий Бочкарев. Глава региона рассказал о перспективах путепровода: «С вводом в эксплуатацию моста значительно улучшатся возможности сообщения правого и левого берегов реки Суры... Также он будет способствовать развитию дорожного сообщения и с закрытым городом Заречным, что позволит создать комфортные условия для перемещения жителей внутри области».

Но прошел месяц, а путь от работы до дома стал короче лишь у тех, кто живет на правобережье, а работает в центре и наоборот. Тем, кто двигается по улице Кирова (на нее выходит основной поток моста. — Примеч. авт.), в часы пик стало только хуже — на загруженную дорогу обрушился трехполосный поток с нового путепровода. Ездят горожане теперь еще дольше. Блогеры написали, что пробка в часы пик просто переместилась со старого Бакунинского моста на новый Леонидовский, как его теперь называют. А когда поймут, в чем дело, пробка разделится на два путепровода и уравновесит мосты в значимости. А жители домов, расположенных рядом с мостом, начали жаловаться, что их жилье вот-вот развалится от возросшего шума.

Пустые рельсы

Так что же нужно Пензе, чтобы раз и навсегда избавиться от пробок? Корреспондент РП обсудил этот вопрос с профессором Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Юрием Кругловым — человеком, который создал проект вышеназванного моста и многих других проектов. По его мнению, транспорт у нас не помогает человеку, а вредит:

– Люди нервничают: сел с утра в переполненный автобус, кондукторша накричала два-три раза по пути, через полтора часа приехал на работу весь дерганый. Производительность труда упала на 30–35%. Городская экономика чихнула — бюджет потерял отчисления.

Как считает Юрий Круглов, при огромной площади Пензы и сравнительно низкой плотности населения интервал между транспортом одного маршрута в час пик должен составлять 3–5 минут, не больше. Либо нужно вводить транспорт с большой провозной способностью, а именно — наземное метро, проект которого профессор предлагал еще в 2002 году. Впрочем, проект Круглова так и остался лишь на бумаге.

Зато в декабре 2005 года жителям Пензы сообщили приятную новость — через год они освоят новый вид транспорта. Его полное название — рельсовый автобус для пассажирских перевозок.

Рельсовый автобус должен был пройти от станции Арбеково до железнодорожного вокзала с четырьмя остановками в оживленных районах города. По существующему пути, по которому идут поезда на Москву и обратно. В обеих конечных точках маршрута есть тупиковые пути, где вагон находился бы во время движения составов из Москвы. Большие промежутки времени между поездами позволяют наладить беспрепятственное сообщение по путям в строго определенные часы.

Маршрут движения такого автобуса, или, как окрестили его чиновники, железнодорожного такси, на практике уточняла специальная комиссия.

Рельсовый автобус пообещали пустить в первых месяцах 2006 года. Сообщалось, что будет введен в эксплуатацию только один экспериментальный вагон длиной 22,5 м и вместимостью в 80 сидений и 100 мест у поручней. Стоимость проезда по одной зоне протяженностью 10 км составила бы 5 рублей.

Пробка есть – мозгов нет

Через полгода долгожданный вагон появился на станции Пенза I. Первыми и единственными его пассажирами стали журналисты и железнодорожное начальство. Эксперимент показал, что этот вид транспорта вскоре стал бы очень популярным. Путь через весь город — от дальнего Арбеково до вокзала расстояние составляет 17 км — автобус проделал за 17 минут!

Горожане было порадовались, но уже в августе начальник Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Алексей Антонов сказал, что договор был такой: компания «РЖД» приобретает скоростной автобус и обеспечивает перевозки, а муниципалитет совместно с областью оборудуют 3–4 остановочные платформы, павильоны и подъездные пути. Однако все это так и осталось на стадии переговоров.

– Наземное метро решило бы многие транспортные проблемы Пензы, — говорит Юрий Круглов. — Это как центральный нерв в системе. Хребет. Остальной транспорт — периферический. Маршрутчики-газелисты ничего бы не потеряли — они осуществляли бы подвозящие функции, и каждый вид транспорта занял бы свою нишу. Когда мэр Москвы Сергей Собянин выступает с экранов телевизоров, 90% его речей касаются транспорта. У нас вспоминать об этом не принято. Вроде чиновники молчат, и проблемы как бы нет.

По мосту через Суру 14 октября пустили общественный транспорт. Пока это лишь три автобуса большой вместимости под номером 9М. Пензенский предприниматель, а по совместительству журналист Ирина Горбачева написала о новом путепроводе на страничке своего издания в соцсети:

«Машин на самом мосту не так много, но развязка, конечно, фантастическая. Впрочем, а какой она должна была быть, когда и без того транспортный поток здесь был большой? Движение по Кирова в сторону центра в час пик парализовано от моста и до мединститута на улице Лермонтова. Та же история на Калинина и Кураева.

И это пока по мосту ездит не так много машин. А что будет, когда по нему пойдет поток, особенно учитывая, что количество полос на мосту больше, чем на улице Кирова? Что будет, когда мост заработает в полную силу? Понятно, что сегодня была авария в сторону центра, да и час пик был. Но вот такое мое мнение: мост есть, огромная пробка есть, а мозгов как не было, так и нет».

Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»