«В лесу Великий князь встречал народ из XXI века»
Фото: Алина Кулькова/

Фото: Алина Кулькова/ "Русская Планета"

В православном лагере под Пензой дети играют правителей, дружинников и красных девиц

Путешествие из современности в древность для 65 ребятишек устроили организаторы детского православного семейного лагеря «Лесной город». За шесть дней воспитанники окунутся в жизнь Руси изначальной. Корреспондент «Русской планеты» пожила вместе с Великим князем, дружинниками и девицами-красавицами, и узнала, какие уроки извлекают школьники из игры в историю.

Аналой из веток и служба под небом

Лагерь «Лесной город» работает второй год силами педагогического коллектива воскресной школы «Небеса» при Троицком Женском монастыре и его соратников. В 2016 году его открыли в селе Малая Валяевка, на частной территории. Поставили палатки, приготовили пенки, спальники, придумали программу, собрали в одном месте детей и их родителей. Сезон короткий — шесть дней.

У леса меня встречают две женщины в русских народных сарафанах — Лия Токарева и Татьяна Симакова — одни из организаторов лагеря. Наряды отражают тематику лагеря-2016 «Древняя Русь». Каждый из его участников самостоятельно готовил для себя одежду — кокошники, сарафаны, кушаки, туники: шил, покупал, брал в аренду.

– Повседневно так одеваетесь?

– Только на торжественное построение с утра, в обед и вечером на костер.

Минута и мы на месте. В лагере суматоха: пока мальчишки под руководством молодежного историко-культурного объединения «Святогор» борются на мечах, девочки учатся делать кукол из лоскутков ткани: купатка, колокольчик, кукушка, соловница. Взрослые, а их здесь 20 человек, заняты подготовкой обеда, бытовыми хлопотами. И почти все в старинной одежде.

В лагере постоянно живут священнослужитель и инокиня Магдалина из женского Троицкого монастыря — в ее обязанности входит приготовление трапезы. Каждый день начинается с утреннего правила. Батюшка даже сам аналой из веток соорудил, чтобы приблизить его к службе в храме. Здесь же хранятся просфоры и святая вода. Их дают детям после службы.

– В день открытия лагерной смены послы Великого князя около леса встречали народ из XXI века. Говорили, что Русь разорена, князей нет и нужны народ и помощь, — рассказывает подробности открытия лагерной смены Галина Семина. На шесть дней она превратилась в одного из князей, наместника, проще говоря, в вожатого, который и городом руководит, и за жителями приглядывает. Гале всего 17 лет, она побывала в нескольких православных лагерях, и теперь доросла до помощника. — А уже в лесу всех встречал Великий князь вместе с боярами.

«Девчонки не хотят снимать сарафаны»

По сценарию, все дети в лагере проживают в четырех городах: Красная слобода, Кленовая роща, Зеленоград, Дружба-град. У каждого города есть свой покровитель: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, князь Владимир. И свой князь, который им руководит. Города обеспечивают других своим товаром: пшеницей, водой, яствами, мясом. Рискуют лишиться сладкого или компот те жители, которые набирают больше штрафных очков. Их можно получить за употребление сорных слов, фантики на территории лагеря. У княжеств есть казна — условные монеты. При появлении штрафных очков она уменьшается.

По прибытию в город, все ребята сами ставили себе палатки, обустраивали костровое место, святой уголок, клозет, делали умывальники из пластиковых бутылок.

В столице проживает Великий князь. Им на время лагерной смены стал студент Железнодорожного техникума, будущий дежурный по станции Максим Токарев. На нем шапка с отделкой из соболиного меха, красный плащ, рубаха, брюки, сапоги, кушак.

– Когда я учился в школе, любил изучать историю и хотел воплотить свои задумки в игре, связанной с раздробленностью государства, — делится парень. — По теме подходит Древняя Русь. Это интересно и детям, и взрослым. Великий князь следит за выполнением правил в лагере, распорядком дня, правилами Великого боя. Это игра по типу «Зарницы»: четыре города, то есть отряда, будут нападать друг на друга, главная задача каждого любыми способами захватить флаг, выполнять задания князя, сорвать с противника погоны. Сняли с одного плеча — человек ранен, с обоих — не может больше сражаться. Предполагаются и дополнительные жизни. Кульминацией игры станет объединение всех городов и освобождение князя, которого захватят «враги». Последняя битва будет самой масштабной. По итогам смены самый ловкий, смелый князь с помощью жителей получит грамоту на правление столицей после моего ухода.

Помимо битвы в лагере ежедневно проходят викторины о Церковной жизни и на тему истории, знакомство с церковно-славянским языком, спортивные и народные игры, хороводы и песни у костра, вечерки с рукоделием. Так, в один из дней девушки делали украшения на голову из лент, а парни — мечи из пластиковых труб.

По словам Татьяны Ясавкиной, которая приехала в лагерь с 16 учениками воскресной школы при Нижнеломовском Казанско-Богородицком монастыре, организаторам лагеря хотелось, чтобы ребята почувствовали, как хороша русская культура.

– Потомству передается наследственная память. Посмотрите на наших девочек, они надели длинные сарафаны и уже не хотят их снимать, хотя привыкли к коротким юбкам и джинсам. Одна из наших целей — окунуть детей в ту жизнь, которая была раньше и посмотреть, что им понравится, что нет, а потом дать знания. Еще хочется, чтобы ребята почувствовали красоту и необычайность церковно-славянского языка.

«Молится и крестится — естесственно»

На организацию лагеря родители делали небольшие пожертвования: от 500 до 1,5 тыс. рублей за человека. Несколько палаток, спальных мешков, пенок закупил женский Троицкий монастырь, одну палатку предоставило МЧС.

– Сложность в проведении подобных лагерей есть, — признается Лия Токарева. — Иногда говорим: «Все, проводить больше не будем», — потому что очень сложно, и финансово тяжело. В основном родителям приходится платить, а много средств не соберешь. В то же время многие семьи сетуют, что пять дней в таком лагере — недостаточно. Еще нам не хватает молодежи. Все организовывается силами нескольких человек. Надеемся, когда дети подрастут, тоже станут организаторами. С детства они проникаются жизнью в таких лагерях, а мы, родители, с ними тоже вырастаем.

– Мне никогда не хотелось поехать отдыхать в другие лагеря, хотя такая возможность была, даже в «Артеке» предлагали отдохнуть, — признается Галя Семина. — Ребят из воскресных школ я знаю, здесь с ними даже обстановка какая-то домашняя. А что там будет? Тем более, что в лагере все дети православные, а там — как так, перекреститься перед едой? В «Лесном городе» нормально и естественно утром, вечером, перед трапезой помолиться. К концу лагеря дети уже начинают привыкать и знают все молитвы, о существовании которых раньше даже не догадывались.

Читайте в рубрике «Общество» Чего ждать от нового главы ГИБДД?Первостепенными задачами Михаила Черникова могут стать борьба с коррупцией и повышение культуры вождения Чего ждать от нового главы ГИБДД?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»