Новости – Общество
Общество
«У педагога-художника война отняла обе руки»
Берлин. Рисунок Георгия Панкова.
Корреспондент РП узнала, какой вклад в победу внесли люди искусства из Пензы
14 мая, 2016 16:41
6 мин
Многие десятилетия в архиве Пензенской картинной галереи хранятся сотни рисунков, которые нельзя было увидеть ни на каких выставках. Но от этого они становятся только ценнее и значимее — их нарисовали на фронте пензенские художники.
Когда объявили о начале войны, многие преподаватели и студенты призывного возраста Пензенского художественного училища ушли на фронт. Мобилизован был и директор Иван Владимиров. После войны он вновь вернулся к работе.
В своих письмах коллегам он писал, как бывал в освобожденных селах, как боролся с фашизмом. «Да, чтобы создать произведение из эпохи Отечественной войны, требуется время и знание фронтовой жизни, — делился он с преподавателем художественного училища Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым, который в отсутствии Владимирова возглавил учебное заведение. — Сколько тем для художников, все не опишешь»
– Когда наши художники попадали в части, командиры приказывали обеспечивать их красками, карандашами, бумагой, всем что необходимо для творчества, — рассказывает заведующая экспозиционным отделом картинной галереи Нина Санталова. — Рисовали все, что волновало в военное время. Обратите внимание, некоторые рисунки мы специально не загоняли под паспарту. В нашем фонде хранятся и обгоревшие зарисовки, и те, на которых видны следы от пуль.
– Когда началась война, на фронт ушли около 200 педагогов и учащихся художественного училища, — говорит преподаватель художественного училища, краевед Сергей Леонтьев. — Уже 2 июля 1941 года в училище состоялись первые занятия по организации действий в случае воздушного нападения.
В годы войны сюда эвакуировали московскую Школу одаренных детей. Дети прибыли вместе со своими педагогами и родителями. Всего 300 человек.
Учащиеся, педагоги и служащие работали на расчистке железнодорожных путей, на разгрузке вагонов, строили оборонительные укрепления, заготавливали дрова.
Занятия шли своим чередом, работала библиотека училища и киноустановка. Иногда с некоторыми учащимися случались голодные обмороки. Тем не менее, учебный процесс шел нормально, студенты собирали посылки на фронт, литературу по искусству, газеты, журнал «Юный художник», карандаши, бумагу.
Зимы были лютые. Ночью сидели у единственной топившейся голландки и шили из старых списанных одеял варежки, наушники, портянки, а утром шли на работу, имея за пазухой кусочек черного хлеба и сырую картофелину.
Сержант Соловьев. Рисунок Георгия Панкова.
Традиционные вечерние ужины и чаи проходили после возвращения с работы. Уборщицы затапливали в мастерской печь, кипятили чай, запасались сахаром, варили картошку, из подвала приносили квашеную капусту, помидоры. Ужинали все вместе.
В военные годы картинная галерея находилась в здании художественного училища и занимала в нем два больших зала. Зимой в помещении было очень холодно: картины покрывались инеем, и сотрудники во главе с директором Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым, одетые в ватные штаны и фуфайки, отогревали их своим дыханием. Правда, иногда в здании дрова все-таки появлялись. Случалось это после того, как сотрудники возвращались с их заготовки. Часть запасов отправляли на нужды картинной галереи, часть — художественного училища.
Экспозиции были открыты для школьников и раненых солдат из госпиталя. Даже в такие тяжелые годы люди не жалели за входной билет пять копеек.
В то время галерея приобрела лишь одну картину — «Лежачий мальчик» Василия Перова, этюд к картине «Утопленница». Это было в 1942 году.
В октябре 1942 года на втором этаже училища организовали госпиталь для раненых солдат, ушедших из училища на фронт — Виктора Пешни, Владимира Скобы, Виктора Новикова.
– Ребята прибывали с фронта с перебитыми ногами и руками. Медперсонала в училище не было, но из поликлиники приходил врач-хирург и обслуживал их, — продолжает Сергей Леонтьев. — Студентки училища помогали ухаживать за больными, читали им книги, писали лежачим больным письма домой, устраивали по праздникам концерты.
Когда врага разбили под Москвой, Иван Горюшкин-Сорокопудов — в то время он был директором училища — послал на фронт маршалу Жукову именной портсигар и мундштук в золотой оправе с драгоценными камнями. В ответ в училище пришло письмо от Жукова, теплое и душевное, и его фотография. Письмо прочли по радио всем жителям Пензы.
Многие ребята и педагоги не вернулись с войны. Александр Путютин вместе с истребителем покоится на дне Баренцева моря, Евгений Шварев погиб при взятии Варшавы, под Сталинградом убит завуч Владимир Александрович Пермяков.
У преподавателя живописи Ивана Челнокова война отняла обе руки, искусствовед Петр Никифоров вернулся с войны инвалидом.
В послевоенные годы в училище пришли учиться фронтовки. Многие из них еще долго донашивали гимнастерки и шинели.
Вернулись с фронтов и стали преподавать Михаил Бунчин, Александр Шурчилов, Василий Соколов, директор Иван Владимиров. Работы некоторых из них хранятся в картинной галерее.
Особенно много сохранилось зарисовок художника-фронтовика Георгия Панкова, который дошел до Берлина. В военные годы он был экспедитором, связывал полевую почту с передним краем, доставлял письма, посылки, пакеты. На передовой вместо передышки он набрасывал портреты отличившихся бойцов, записывал адреса, а потом отправлял рисунки домой, их близким.
Зарисовки Панкова — документы эпохи. Он рисовал людей, окопы, блиндажи, взятый рейхстаг. Вот, например, на одном рисунке старший телефонист сержант Соловьев, который во время боев при необходимости продлевал линию связи на несколько километров. На другом — санинструктор старшина Владимир Шадров, который вынес с боя 35 раненых солдат с оружием. Много зарисовок из Берлина.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости