Новости – Общество
Общество
«В лесу Великий князь встречал народ из XXI века»
Фото: Алина Кулькова/ "Русская Планета"
В православном лагере под Пензой дети играют правителей, дружинников и красных девиц
31 июля, 2016 16:22
6 мин
Путешествие из современности в древность для 65 ребятишек устроили организаторы детского православного семейного лагеря «Лесной город». За шесть дней воспитанники окунутся в жизнь Руси изначальной. Корреспондент «Русской планеты» пожила вместе с Великим князем, дружинниками и девицами-красавицами, и узнала, какие уроки извлекают школьники из игры в историю.
Аналой из веток и служба под небом
Лагерь «Лесной город» работает второй год силами педагогического коллектива воскресной школы «Небеса» при Троицком Женском монастыре и его соратников. В 2016 году его открыли в селе Малая Валяевка, на частной территории. Поставили палатки, приготовили пенки, спальники, придумали программу, собрали в одном месте детей и их родителей. Сезон короткий — шесть дней.
У леса меня встречают две женщины в русских народных сарафанах — Лия Токарева и Татьяна Симакова — одни из организаторов лагеря. Наряды отражают тематику лагеря-2016 «Древняя Русь». Каждый из его участников самостоятельно готовил для себя одежду — кокошники, сарафаны, кушаки, туники: шил, покупал, брал в аренду.
– Повседневно так одеваетесь?
– Только на торжественное построение с утра, в обед и вечером на костер.
Минута и мы на месте. В лагере суматоха: пока мальчишки под руководством молодежного историко-культурного объединения «Святогор» борются на мечах, девочки учатся делать кукол из лоскутков ткани: купатка, колокольчик, кукушка, соловница. Взрослые, а их здесь 20 человек, заняты подготовкой обеда, бытовыми хлопотами. И почти все в старинной одежде.
В лагере постоянно живут священнослужитель и инокиня Магдалина из женского Троицкого монастыря — в ее обязанности входит приготовление трапезы. Каждый день начинается с утреннего правила. Батюшка даже сам аналой из веток соорудил, чтобы приблизить его к службе в храме. Здесь же хранятся просфоры и святая вода. Их дают детям после службы.
– В день открытия лагерной смены послы Великого князя около леса встречали народ из XXI века. Говорили, что Русь разорена, князей нет и нужны народ и помощь, — рассказывает подробности открытия лагерной смены Галина Семина. На шесть дней она превратилась в одного из князей, наместника, проще говоря, в вожатого, который и городом руководит, и за жителями приглядывает. Гале всего 17 лет, она побывала в нескольких православных лагерях, и теперь доросла до помощника. — А уже в лесу всех встречал Великий князь вместе с боярами.
«Девчонки не хотят снимать сарафаны»
По сценарию, все дети в лагере проживают в четырех городах: Красная слобода, Кленовая роща, Зеленоград, Дружба-град. У каждого города есть свой покровитель: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, князь Владимир. И свой князь, который им руководит. Города обеспечивают других своим товаром: пшеницей, водой, яствами, мясом. Рискуют лишиться сладкого или компот те жители, которые набирают больше штрафных очков. Их можно получить за употребление сорных слов, фантики на территории лагеря. У княжеств есть казна — условные монеты. При появлении штрафных очков она уменьшается.
По прибытию в город, все ребята сами ставили себе палатки, обустраивали костровое место, святой уголок, клозет, делали умывальники из пластиковых бутылок.
В столице проживает Великий князь. Им на время лагерной смены стал студент Железнодорожного техникума, будущий дежурный по станции Максим Токарев. На нем шапка с отделкой из соболиного меха, красный плащ, рубаха, брюки, сапоги, кушак.
– Когда я учился в школе, любил изучать историю и хотел воплотить свои задумки в игре, связанной с раздробленностью государства, — делится парень. — По теме подходит Древняя Русь. Это интересно и детям, и взрослым. Великий князь следит за выполнением правил в лагере, распорядком дня, правилами Великого боя. Это игра по типу «Зарницы»: четыре города, то есть отряда, будут нападать друг на друга, главная задача каждого любыми способами захватить флаг, выполнять задания князя, сорвать с противника погоны. Сняли с одного плеча — человек ранен, с обоих — не может больше сражаться. Предполагаются и дополнительные жизни. Кульминацией игры станет объединение всех городов и освобождение князя, которого захватят «враги». Последняя битва будет самой масштабной. По итогам смены самый ловкий, смелый князь с помощью жителей получит грамоту на правление столицей после моего ухода.
Помимо битвы в лагере ежедневно проходят викторины о Церковной жизни и на тему истории, знакомство с церковно-славянским языком, спортивные и народные игры, хороводы и песни у костра, вечерки с рукоделием. Так, в один из дней девушки делали украшения на голову из лент, а парни — мечи из пластиковых труб.
По словам Татьяны Ясавкиной, которая приехала в лагерь с 16 учениками воскресной школы при Нижнеломовском Казанско-Богородицком монастыре, организаторам лагеря хотелось, чтобы ребята почувствовали, как хороша русская культура.
– Потомству передается наследственная память. Посмотрите на наших девочек, они надели длинные сарафаны и уже не хотят их снимать, хотя привыкли к коротким юбкам и джинсам. Одна из наших целей — окунуть детей в ту жизнь, которая была раньше и посмотреть, что им понравится, что нет, а потом дать знания. Еще хочется, чтобы ребята почувствовали красоту и необычайность церковно-славянского языка.
«Молится и крестится — естесственно»
На организацию лагеря родители делали небольшие пожертвования: от 500 до 1,5 тыс. рублей за человека. Несколько палаток, спальных мешков, пенок закупил женский Троицкий монастырь, одну палатку предоставило МЧС.
– Сложность в проведении подобных лагерей есть, — признается Лия Токарева. — Иногда говорим: «Все, проводить больше не будем», — потому что очень сложно, и финансово тяжело. В основном родителям приходится платить, а много средств не соберешь. В то же время многие семьи сетуют, что пять дней в таком лагере — недостаточно. Еще нам не хватает молодежи. Все организовывается силами нескольких человек. Надеемся, когда дети подрастут, тоже станут организаторами. С детства они проникаются жизнью в таких лагерях, а мы, родители, с ними тоже вырастаем.
– Мне никогда не хотелось поехать отдыхать в другие лагеря, хотя такая возможность была, даже в «Артеке» предлагали отдохнуть, — признается Галя Семина. — Ребят из воскресных школ я знаю, здесь с ними даже обстановка какая-то домашняя. А что там будет? Тем более, что в лагере все дети православные, а там — как так, перекреститься перед едой? В «Лесном городе» нормально и естественно утром, вечером, перед трапезой помолиться. К концу лагеря дети уже начинают привыкать и знают все молитвы, о существовании которых раньше даже не догадывались.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости